Учимся контролировать эмоции и выстраивать коммуникацию со сверстниками:
2 эффективных способа

11.11.2021
Дана Бильдер-Морозова
Методический директор Boss Kids, автор программ по эмоциональному интеллекту
Сегодня мы поговорим о методах решения насущных проблем детей и их родителей, связанных с агрессией, неуверенностью в себе и чрезмерной эмоциональностью.

На первый взгляд, сложности в общении с одноклассниками, слезы из-за проблем в школе, увлеченность видео-играми распространены среди детей и не влекут за собой серьезных последствий для их комфортной взрослой жизни. Однако, если мы углубимся в проблему, посмотрим на все глазами ребенка и отследим дальнейшее развитие ситуации, наше мнение кардинально изменится.

Очевидно, что жизнь ребенка, когда провоцирующие факторы встречаются на ежедневной основе, превращается в войну, где он занимает роль солдата, а «броня» в виде эмоций служит главной защитой для борьбы с врагом. Война, как правило, изматывает и в определенный момент ребенок перестает испытывать какое-либо удовольствие от жизни, мотивацию и желание развиваться. Здесь и начинаются проблемы с успеваемостью, обучением и когнитивным развитием. Из такого состояния выбраться непросто, но возможно.


Наша задача развить в детях навыки взаимодействия с внешним миром, где не всё всегда идет по плану и приносит радость. Согласно исследованиям в области нейропластичности мозга, эффективнее всего человек обучается и приобретает навыки путем проб и ошибок.

В случае, если ребенок даже и не пытается научиться чему-либо, темпы развития могут существенно уступать тем, кто отличается высоким уровнем мотивации и любознательности. Как выйти из этой эмоциональной ловушки? Какие методы существуют? Именно об этом сегодня мы поговорим.

Эмоциональный интеллект
По сути, главной задачей мы ставим развитие эмоционального интеллекта у ребенка, благодаря которому он или она сможет объективно оценить ситуацию, добиться поставленных целей, хорошо учиться, успешно заниматься саморазвитием и получить престижное высшее образование.

Эмоциональный интеллект - набор навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.


1. Распознаем эмоции и управляем ими
В первую очередь, мы делаем абстрактное для многих понятие «эмоции» таким же важным, как и сон, прием пищи и поход в школу. Наша задача - разобраться в том, какие эмоции чаще всего испытывает ребенок в тех или иных ситуациях, и декомпозировать их на причинно-следственные связи. Здесь важно не путать эмоции и чувства. Эмоциональная реакция часто бывает неосознанной активностью человеческого организма, в то время как чувства носят осознанный характер и выражаются через эмоции.

Также мы должны принять тот факт, что неправильных эмоций нет. В науке принято различать 8 основных эмоций: радость, страх, сомнение, интерес, вдохновение, удивление, доверие и гнев. Гнев, страх и сомнение являются нормальным проявлением эмоций любого здорового человека. Наоборот, без них человек не будет эмоционально здоров и не сможет испытать весь спектр чувств и эмоций на протяжении всей жизни. Означает ли это, что можно не бить тревогу и расслабиться?

Нет. Существование этих эмоций и редкое их проявление – явление нормальное. Но агрессия, сомнения и страх становятся проблемой, когда их выражение усложняет жизнь самому ребенку и тем, кто его окружает. Ситуация обостряется тем, что эмоции часто являются автоматической реакцией и определяются мозгом на подсознательном уровне.

Упражнение на распознавание эмоций

Попробуйте поговорить с ребенком и последовательно разложить случай, когда в последний раз он проявлял агрессию или испытывал чувство страха. То, что мы сейчас будем делать похоже на формат глубинного интервью, которое позволит определить нам триггеры, чувства и эмоции. Задавайте вопросы ребенку в этой последовательности.
1
Вопрос 1. Из-за чего ты злился/злилась в последний раз? Что это была за ситуация?
Цель вопроса: переместиться в этот случай и мысленно воспроизвести его вновь.

2
Вопрос 2. А как ты отреагировал(а)/повел(а) себя? Почему именно так?
Цель вопроса: определить реакцию ребенка на тот случай. Реакция является рефлекторным действием и приближает нас к эмоциям.

3
Вопрос 3. Что ты чувствовал(а) в этот момент? Почему?
Цель вопроса: определить чувства и эмоции.

4
Вопрос 4. Почему тебя это разозлило/расстроило?
Цель вопроса: понять, почему эта ситуация вызвала именно такую реакцию.

5
Вопрос 5. А в каких еще ситуациях ты так реагировал(а)?
Цель вопроса: понять, однообразны ли ситуации, в которых ребенок имеет подобную реакцию.
Самостоятельно детям сложно провести такой анализ, а вместе с педагогом или родителем они раскрываются и понимают, на что они так отреагировали. Вам нужно постараться перед разговором расположить к себе ребенка и не вступать в диалог, если он не настроен на него.



2. Работаем с чрезмерной эмоциональностью

Наиболее распространенной проблемой в детском возрасте является наличие необоснованных страхов и фобий, которые мешают ребенку развиваться и жить полной жизнью. Например, боязнь отвечать у доски или боязнь ходить в школу (дидаскалейнофобия). Проблемы часто дополняются сомнениями, неуверенностью в себе и впоследствии наличием комплексов. Понятно, что такие барьеры мешают получать хорошие оценки в школе, выстраивать дружеские или товарищеские отношения со сверстниками и рушат весь потенциал ребенка в период получения высшего образования. Как мы можем бороться с этим?

Со страхами, неуверенностью и страхами эффективно бороться комплексным и системным подходом, который включает такие механики, как:
• Признание своих страхов и их рационализация;
• Повышение самооценки;
• Работа со страхами и избавление от них.


Упражнение на работу со страхами

Способ, которым я хочу поделиться, называется «Из страха в цель».

«Цель» выступает мотивирующим фактором для начала действий по избавлению от страхов. Как было указано в первой статье, мотивация ребенка играет ключевую роль для развития эмоционального интеллекта и избавления от страхов. Мы даем толчок для формирования мотивации, благодаря которой ребенок будет сам пытаться достичь результата. Чаще всего цель лежит в области интересов ребенка.

Что после мотивации?
После того, как мы избавились от барьеров и причин, усложняющих жизнь ребенка, следует перейти к развитию навыков коммуникации и формированию критического мышления. Эти навыки позволят ребенку стать устойчивым к внешним раздражителям, а именно минимизируют риск возникновения проблем, о которых мы говорили раннее.

В следующем материале я расскажу про развитие критического мышления и навыков коммуникации у ребенка и поделюсь тем, как изменится жизнь родителя и ребенка после этого.

Понравилась статья?
Начните обучение на курсе "Эмоциональный Интеллект" прямо сейчас!
Нажимая на кнопку «Записаться», я соглашаюсь на обработку персональных данных
Оставьте заявку и наш отдел заботы свяжется с вами, чтобы подобрать курс и время занятий