Почему Кощей над златом чах? Как общаться с детьми на тему финансов.

Привычки достигать финансовых целей, вести личный бюджет, копить и тратить разумно формируются ещё до совершеннолетия. В этой статье рассмотрим моменты, о которых стоит помнить каждому родителю, желающему сформировать у ребёнка здоровое финансовое мировоззрение.
Финансовое мышление — история из детства: одни живут в достатке, а другим вечно не хватает до зарплаты. Привычки достигать финансовых целей, вести личный бюджет, копить и тратить разумно формируются ещё до совершеннолетия. В этой статье рассмотрим моменты, о которых стоит помнить каждому родителю, желающему сформировать у ребёнка здоровое финансовое мировоззрение.

Говорить о деньгах — нормально?
Долгое время говорить о деньгах было пошло, а стремление к материальному благополучию противопоставлялось духовности и нравственности, особенно это касается постсоветского пространства. Живя сегодняшними реалиями, понимаем, что это пережитки советской пропаганды.

Коммунисты считали, что деньги «ослепляют невежественные массы». Советские плакаты гласили:
«Мораль капитализма — человек человеку враг!»;
«У них лишь для богатых изобилие, а мы стремимся к изобилию для всех!»;
«На каждом долларе ком грязи от доходных военных поставок, на каждом долларе следы крови!».

Родители, получавшее такие установки, стремились уберечь детей от зла. О материальных отношениях не упоминали, о природе денег не рассказывали, на карманные расходы не давали. Будущим поколениям не объясняли связей между выбором профессии, уровнем зарплаты и социальным статусом. Так появилось общество высоконравственных людей, которым пришлось буквально выживать с приходом рыночной экономики.

Но атрибут современности — материальные отношения. Лишать детей возможности познать финансовую составляющую жизни — то же, что лишить части знаний об окружающем мире. Объяснять, откуда в семье берутся деньги и почему покупка гаджета откладывается на пару месяцев так же естественно, как рассказывать, почему трава зелёная, а солнце всегда встаёт на востоке.
Как родительские установки влияют на финансовое будущее детей?
Науке известен феномен выученной беспомощности. Американский психолог, основоположник школы позитивной психологии Мартин Селигман первым ввёл этот термин. Он проводил эксперименты с собаками, воздействуя на них током в закрытых клетках. Сначала животные не могли сбежать из клеток, а после эксперимента даже не пытались, хотя дверца уже была открыта. Селигман сделал вывод: опыт неконтролируемости событий приводит к апатичности и беспомощности. Психолог Дональд Хирото подтвердил теорию Селигмана на людях. Испытуемые, которые приобрели во время эксперимента опыт беспомощности, не пытались ничего предпринять для улучшения своего состояния, даже если могли.

Приобретённая беспомощность рассматривается наукой в вопросах богатства и бедности. Установка «у меня всё равно ничего не выйдет, не буду и пытаться» закладывается родителями. На финансовое сознание ребёнка влияет всё — от поговорок про деньги до комментариев к экономическим новостям, от обсуждения чужих успехов до семейных покупательских привычек. Поэтому, если есть цель вырастить материально благополучных взрослых, стоит внимательно относиться к тому, какой посыл заложен в словах, а главное — финансовом поведении.

Интересные мысли на этот счёт можно почерпнуть из книги Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». По сюжету будущий миллионер на примере двух отцов познаёт секреты финансового благополучия. Богатый папа — пример предприимчивости и финансового успеха, бедный показывает всё то, чего не следует делать, если хочешь заработать состояние.

Вопросы богатства и бедности непременно придётся затронуть в разговорах о деньгах, определив, на какой социальной ступени находится семья. Эти понятия относительны и зависят от многих факторов, в том числе от восприятия социального статуса взрослыми. Отвечая на вопрос ребёнка: «Богатые мы или бедные?», так или иначе, придётся сравнивать себя с другими, но всегда найдутся те, кто богаче, и те, кто живёт ощутимо беднее.

Беседуя о социальном статусе, как и о деньгах в целом, помните, какой цели хотите достичь, что пытаетесь внушить. Лучше всего, если из таких бесед ребёнок будет выходить в состоянии воодушевления, понимая, что его финансовое положение в будущем зависит только от него. Да, нужно будет приложить усилия, но так у детей есть все шансы стать успешнее и богаче.

Разговаривая о деньгах, опирайтесь на возраст детей.

Берите с собой на работу учеников младших классов.
К 10 годам давайте первые карманные деньги
С 12 лет посвящайте подростка в финансовые вопросы семьи
С дошкольниками сыграйте в магазин и работу, создайте собственные купюры или даже банк. Пятилетнему ребёнку подарите первую копилку, пусть он складывает туда монетки. К семи годам дети уже должны уметь самостоятельно купить в магазине хлеб, расплатившись и забрав сдачу. Об этом в семинарах говорит детский нейропсихолог Валентина Паевская, затрагивая тему самостоятельности, в том числе финансовой. Небольшая покупка добавит ребёнку уверенности в себе, и станет первым опытом общения с деньгами.

Ученика младших классов возьмите с собой на работу. Так он познакомится с вашей профессией и увидит, сколько времени и сил тратится, чтобы заработать определённую сумму. Затем соотнесите стоимость часа рабочего времени с ценой видеоприставки, игры или новых кроссовок.

К 10 годам у ребёнка уже должны быть карманные деньги и, возможно, сберегательный счет. В начальной школе детям нужно помочь сформировать первую финансовую цель. Скорее всего, это будет игрушка, на покупку которой ребёнок начнёт копить.

С 12 лет посвящайте подростка в финансовые вопросы семьи, а со временем привлекайте к составлению бюджета. Таким образом, он получит реальное подтверждение своей взрослости от родителей и приобретёт опыт, который сможет внедрить в собственные семейные отношения в будущем.
Важный вопрос — финансовая безопасность.
Если у ребёнка появляются собственные деньги, он становится уязвим для мошенников. Чем раньше дети приобретают свободу, тем твёрже должна быть ваша уверенность: они знают, где может поджидать опасность, и как её избежать.

В школе дети попадают в «большой мир». Ребёнок несёт с собой мобильный телефон, деньги на обед, проездной. Даже первоклассник должен понимать, что это материальные ценности, которые могут представлять интерес для злоумышленников. Объясните, что чужие попытки воровства и вымогательство нельзя держать в тайне. Ценные вещи лучше не выставлять напоказ. Если случилось нападение, безопаснее отдать, что просят, а наказывать хулиганов уже после, вместе с родителями, полицией и администрацией школы.

Когда дети начинают самостоятельно пользоваться интернетом, расскажите о возможных видах мошенничества в сети. Ребёнок должен понимать, что данные банковской карты или фотография паспорта — это конфиденциальная информация, разглашать которую опасно. Дайте ему список проверенных сайтов, где можно совершать онлайн-покупки.

Подростки делятся с друзьями информацией о семейных сбережениях, хвастаются или попросту пробалтываются. Когда посвящаете ребёнка в финансовые вопросы семьи, объясните, какую информацию нельзя выносить вовне и чётко определите круг лиц, с которыми допустимо это обсуждать. Или разглашайте эту информацию дозировано, скрыв часть доходов и сбережений.
Дети и финансовая ответственность.
Научиться обращаться с деньгами невозможно без проб и ошибок. Для ребёнка таким практикумом становятся средства на карманные расходы. Имея регулярный доход в виде карманных денег, дети учатся управлять личными финансами. Они тратят всё разом, покупают «не то» или, напротив, на всём экономят, регулярно пополняя копилку. Так зарождается финансовая ответственность и появляется возможность испытать эмоции, связанные с деньгами. Задача родителей помочь распознать эти эмоции, проанализировать их и сделать выводы.

Допустим, ребёнок потратил «недельные» 500 рублей на фастфуд, а теперь не на что сходить с друзьями в кино на выходных. Поговорите, задайте наводящие вопросы:
— Что чувствуешь?
— Что думаешь?
— Что нужно сделать в следующий раз, чтобы такого не повторилось?

Беседуйте без упрёков и нравоучений, добавив собственные примеры, рассказав, чему вас научила похожая ситуация. И помните про опыт, который приобретается только на практике, без него рассказы голословны.

О финансовой ответственности не стоит забывать и родителям. Если в семье материальные затруднения (большие кредиты, задолженности по коммунальным платежам, штрафы), говорить об этом с детьми нужно мягко, находясь в состоянии эмоционального равновесия. Перекладывать груз финансовых проблем на детские плечи негуманно. Поговорите с ребёнком по душам, пусть он чувствует себя в безопасности. Дайте понять, что затруднения временные а вы уже на пути решения.


Не бойтесь говорить с детьми о финансах. Обучая детей финансовой грамотности даже на бытовом уровне, помогаем им стать независимыми и обрести материальное благополучие в будущем. Обсуждение биографий известных предпринимателей, примеров успешных бизнесов — отличная возможность стать ближе и зародить в ребёнке здоровое стремление к благополучию. Мальчиков вдохновят истории Генри Форда, Уолта Диснея, Марка Цукерберга, с девочками обсудите историю успеха Коко Шанель и Эсте Лаудер, каждому будет полезно узнать, как заработал состояние на инвестициях Уоррен Баффет. Посмотрите вместе фильмы «Основатель», «Социальная сеть», «Игра на понижение». Это станет не только совместным досугом, но и почвой для размышлений на тему финансов.

В Boss Kids мы обучаем детей финансовой грамотности при помощи глубокой методологии, геймификации и кейсов реальной жизни. Все наши ученики сами зарабатывают внутреннюю валюту Boss Kids Dollars и рационально используют заработанные деньги. Обучение финансовой грамотности нельзя откладывать, почему бы не начать уже сейчас вместе с Boss Kids?
Запишитесь на пробное занятие
Пробное занятие позволит ближе познакомиться с уроками Boss Kids и не обязывает ничего покупать. Мы продемонстрируем процесс, а дальше вы сами решаете,
насколько он интересен для развития вашего ребёнка.

За 60 минут ученики:
– Познакомятся с преподавателем Boss Kids (выпускники НИУ ВШЭ)
– Узнают, что такое финансовая грамотность и зачем ее изучать
– Пройдут игровой тест

Записаться на пробное занятие в школу Boss Kids
Нажимая на кнопку Зарегистрироваться, я соглашаюсь на обработку персональных данных
Понравилась статья?